Осуществление местного самоуправления
Развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления. Предусмотрены три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом для субъектов РФ с особыми социально-экономическими, историческими и другими особенностями возможна двухуровневая система (сельские или городские поселения и муниципальные районы).
Новый способ избрания главы муниципального образования. Представительный орган может избрать главу из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Ограничение совмещения должностей. Глава муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, не может совмещать эту должность с исполнением обязанностей председателя представительного органа.
Три общих перечня полномочий. Полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения разделены на три категории:
не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ;
которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для органов государственной власти субъекта РФ;
по которым для обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта РФ может быть принято решение об их реализации органами местного самоуправления.
Разграничение форм реализации местного самоуправления. К первой группе отнесены местный референдум, муниципальные выборы и сход граждан. Ко второй — опрос, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, инициативные проекты, территориальное общественное самоуправление, староста сельского населённого пункта.
Унификация срока полномочий. Срок полномочий выборных органов и лиц унифицирован — 5 лет.
Усиление антикоррупционных требований и механизмов ответственности должностных лиц. В том числе предусмотрено удаление главы в отставку и отрешение от должности по инициативе губернатора.
Комментарий председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П.Крашенинникова
"...Ключевой вызов для системы высшего образования в наши дни — это неопределенность вследствие ускорения технологических изменений. Соответственно, задача университета — подготовить человека к постоянным изменениям, научить адаптироваться к неопределенности. Учебные заведения должны делать акцент на развитии компетенции адаптивности: профессии постоянно обновляются, и заранее предсказать, какие знания и навыки будут востребованы через 5–10 лет, уже невозможно. Сегодня готовить нужно не к определенной специальности, а к тому, что учиться придется непрерывно в течение всей жизни. Из этого следует в том числе отказ от ранней специализации в условиях, когда за 5 лет происходит устаревание знаний на 50%..."