В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(мультимедийное учебное пособие)

2. Учебное пособие

Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Тема 2.1. Этногенез и образование национальных государств

Тема 2.2. Изменчивость этнической идентичности и мультикультурализм

Стихотворение "Мы - русские" К.Ю. Фролова-Крымского
читает Александр Михайлов

... Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн....

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?

Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря....
"Мы - русские" К.Ю. Фролов-Крымскийо



Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека - вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски. (А.Даль)


«Национальность (или этническая принадлежность) не пришита к генам, это явление не биологическое, а культурное. Времена, когда считали, что этнос имеет биологическую природу, ушли в прошлое. Этничность, так же как и язык, не является врожденным признаком - ее обретают (или не обретают) в общении с другими людьми» - (6 мифов о генах //"ПостНаука. URL: https://postnauka.ru/faq/41323).


История и практика образования национальных государств.
Антропология и этнография. Этнос в СССР и этничность (ethnicity) в Европе и США. Три подхода к пониманию этничности и этноса – примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. Например, американские социологи и сторонники инструментализма Натан Глейзер и Дэниел Патрик Мойнихен определяют этничность как «характер или качество этнической группы»,  норвежский этнолог конструктивист Томас Эриксен – как «аспект взаимоотношения», возникающий при межгрупповом взаимодействии. Этничность как объективную данность, социальная характеристика, обусловленная историческим развитием и(или) биологической эволюцией.


«Скифы» А. Блок. Читает Наталья Белохвостикова.
Отрывок из кинофильма "У озера",1969 год, СССР, реж. С.Герасимов

... Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

...Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!....
«Скифы» А. Блок.


Запорожские и донские казаки ненавидели друг друга или это миф? Каковы были реальные взаимоотношения между этими двумя казачьими войсками на протяжении веков? Какие союзы они друг с другом заключали? Как и зачем донцы и запорожцы мешали заключить союз Русского царства с Османской империей? Когда произошёл раскол между донскими казаками и запорожскими казаками? Какие между ними бывали конфликты и как они решались? Ответы на вопросы о жизни и быте донских казаков. О том, как взаимодействовали донское и запорожское казачество рассказывает Андрей Вадимович Венков, историк, доктор исторических наук, профессор ЮФУ, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН.


Дуалистическая теория этноса (Бромлей Ю.В., 1921-1990) и теория этногенеза (Гумилев Л.Н., 1912-1992).  Этнос как совокупность людей, объединённая общим языком, происхождением, разделяющая общие хозяйственные и культурные практики. Этничность как характеристика общественных отношений, объединяющая людей, разделяющих общие хозяйственные и культурные практики на основе происхождения и языка. Этнос и национализм.
Национальная, этническая идентичность как хозяйственная и культурная практики на основе общности происхождения и языка. Изменчивость идентичности: ситуативность, неустойчивость. Самоидентификация и идентификация другими.
Гражданское общество как локальная цивилизация. Национальность  как историко-культурное различие и проблема преемственности нации.
Нация и единая национальная идентичность как принадлежность к государственности (например, американцы, россияне, русские, китайцы, европейцы, мексиканцы, канадцы и т.д.). Расовая, континентальная и региональная идентичность.

Например,
немцы - удивительный народ. Ибо пожалуй никто в мире не зовет их их же самоназванием - die Deutschen. Каждый из соседей придумал немецкому этносу собственное интересное название.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АУДИОКОНТЕНТ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОСЛУШИВАНИЯ
КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Гумилев Л.Н. Струна истории – М.: Айрис-пресс, 2013. – 608 с.

Политические реформы Петра I, абсолютизм и провозглашение Российской империи (1721). Формирование русского национального государства. Дореволюционные взгляды в России: перепись населения 1897 г. и ее анализ Д.И.Менделеевым в труде "К познанию России". (репринт). Великая российская революция, гражданская война 1917-1922 гг. (этнографическая карта Крыма 1926 г.) и право наций на самоопределение. От конфедерации к федерации: целенаправленное формирование "новой исторической общности - советский народ" в СССР (Конституция СССР 1977 г.)
Мультикультурализм как факт культурного многообразия (этнического, конфессионального или жизненно-стилевого, обусловленного как историческими условиями, так и миграцией. Мультикультурализм как реальностью культурного разнообразия и программа социальной поддержки государством определенным группам.  Миграционное «этническое меньшинство»: гражданство и успешность интеграции. Национальные интересы и миграционные процессы.
Издание 3-е, испр. и доп. Тамбов. 2023.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2014-2023.© 

«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)