В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
или
политика как система целеполагания в государственном управлении
(мультимедийное учебное пособие)

ТЕМА 3. Правительство Российской Федерации и административные механизмы государственного управления
Президент России и общее руководство правительством Российской Федерации. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Контроль и надзор – одна из важнейших функций государства, призванная обеспечить безопасность жизни и здоровья людей. Нынешняя система госконтроля в России неэффективна. Ее реформирование стало одним из ключевых направлений работы Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Под эгидой Открытого правительства разработаны конкретные предложения по перестройке системы госконтроля, сформулированы задачи и целевые показатели реформы


Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»
Правительство Российской Федерации:
определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, и утверждает (одобряет) такие документы;
обеспечивает взаимодействие и согласование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке документов стратегического планирования, в частности стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти;  определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; 
обеспечивает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования; обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования; определяет порядок ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;
осуществляет контроль за соблюдением нормативных и методических требований к документам стратегического планирования Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают документы, планы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования в отдельных сферах государственного управления, осуществляют мониторинг и контроль, утверждают отчеты об их реализации.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года (утв. Правительством Российской Федерации).



Проект Фронтальной стратегии развития страны (ключевые направления: 

1. Новая высокотехнологичная экономика, агрессивное развитие инфраструктуры: Стратегия "Агрессивное развитие инфраструктуры».,

2. Клиентоцентричное государство.  На основе Декларации ценностей клиентоцентричного государства разработаны стандарты взаимодействия, в том числе Стандарт «Государство для людей».

3. Новый общественный договор и национальная инновационная система: Стратегия инновационного развития.

Проект Федерального закона "О городских агломерациях". 


 


Основные задачи, решаемые
Минэкономразвития России при осуществлении стратегического планирования.

Нормативное обеспечение стратегического планирования - совершенствование проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Документы стратегического планирования - Минэкономразвития России осуществляет разработку ряда системообразующих документов стратегического планирования, такие как стратегия социально-экономического развития, стратегический прогноз Российской Федерации, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и другие.

Цифровое стратегическое планирование: с 2019 года мероприятия по информационному обеспечению стратпланирования объединены в проект «Цифровое стратпланирование», который является частью федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации.


Стратегическое планирование – механизм управления, направленный на достижение приоритетных целей государства, включающий процессы целеполагания, прогнозирования и планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Функции Минэкономразвития России:

  • Мониторинг достижения национальных целей.
  • Стратегическая экспертиза значимых инициатив в рамках национальных и федеральных проектов, а также новых мер государственной политики.
  • Повышение взаимоувязанности механизмов реализации мер экономической политики.
  • Выстраивание разноуровневой системы государственного стратегического планирования ее нормативное обеспечение.
  • Управление вопросами информатизации (цифровизации) системы стратегического управления.
  • Разработка и корректировка документов стратегического планирования на федеральном уровне.

Координационный центр Правительства Российской Федерации 
является постоянно действующим органом при Правительстве Российской Федерации, образованным в целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), проработки приоритетных задач Правительства Российской Федерации и выполнения выделенных проектов.
Основными задачами Координационного центра являются:
а) обеспечение немедленного реагирования и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в Российской Федерации, требующих координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;


Презентация Координационного центра Правительства Российской Федерации

б) выработка предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;
в) управление реализацией приоритетных задач Правительства Российской Федерации в форме выделенных проектов в рамках необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
г) обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации оперативного доступа к необходимым данным информационных ресурсов, включая существующие государственные информационные системы, в целях использования достоверной информации при принятии решений Правительством Российской Федерации и в рамках исполнения задач, координируемых Координационным центром
(Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2021 г. N 171 "О Координационном центре Правительства Российской Федерации")
 
«Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.

 

Методические материалы Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
Согласно методике правительства, источниками информации для расчета показателя являются:
 административные данные заинтересованных региональных органов исполнительной власти, формируемые в рамках автоматизированных информационных систем, аккумулируемые в федеральную государственную информационную систему координации информатизации;
административные данные заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ, формируемые в рамках автоматизированных информационных систем, аккумулируемые в федеральную государственную информационную систему координации информатизации;
иные федеральные и региональные информационные системы с юридически значимыми сведениями, соответствующими требованиям по интеграции, установленным ответственным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

 
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации..." Индикаторы для расчёта показателей.
 

Достижение на 100% целевых значений всех индикаторов, входящих в оценку “цифровой зрелости” каждой из отраслей (здравоохранение, образование, городское хозяйство и строительство, общественный транспорт), а также государственного управления, является целью к 2030 году.
Базовое значение показателя за 2020 год определено на уровне 4% экспертным путем. Динамика дальнейшего изменения целевых значений по годам сформирована путем экстраполяции базового значения. Целевые значения показателя по субъектам Российской Федерации (процентов): 2020 год – 4, 2021 год – 11, 2022 год – 18, 2023 год – 25, 2024 год – 32, 2025 год – 39, 2026 год – 46, 2027 год – 53, 2028 год – 68, 2029 год – 84, 2030 год – 100. По итогам оценки достижения целевых значений показателя в 2020 и 2021 годах целевые значения показателя на последующие годы могут быть скорректированы.
Всего документ включает 38 методик: 19 – для расчёта показателей за предыдущий год, ещё 19 – для установления целевых значений на будущее. Индикаторы покрывают важнейшие вопросы социально-экономического развития, в их числе – ожидаемая продолжительность жизни, темпы роста реальных зарплат, качество образования, объёмы жилищного строительства, экологическое благополучие региона.

Сергеев Р.С., Санжаревский И.И. Система стратегических инициатив и достижения национальных целей: тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2024. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/03_STRATEGIC_INITIATIVES/. 0,2 п.л. (7 мб.).

Санжаревский И.И. Тамбов. 2025.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2025.©