В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

Институциональные основы гражданского общества
в современной России

(мультимедийное учебное пособие)

2. Учебное пособие

Гражданское общество как локальная цивилизация.

   История и смысловое содержание понятия гражданин и термины: полис, цивилизация  (гр. politis - гражданский, лат., англ. civis - гражданский), горожанин (фр. citoyen, англ. citizen - гражданин). Гражданский, государственный, штатский, вежливый, воспитанный как основные значения перевода с английского прилагательного «civil».
  Исторический аспект смыслового содержания понятий: "государство", "state" и "полис", "власть" и "power".
Например, слово «государство» в русском политическом лексиконе возникло довольно поздно, только в конце XV века, а закрепилось в конце XVI–XVII веков. Но, естественно, это не значит, что у русского народа до конца XV века не было государства или не было понятия, синонимичного понятию «государство». Было и первое, и второе, только для их обозначения использовалось понятие «земля». В представлении русских книжников XVI века «Русская земля» – это уже не просто образ единого государства, но «Святая Русь», единственная в мире страна обитания и сосредоточения Божией благодати... Подробнее читаем: «Государствуем от великаго Рюрика…»: К вопросу о формировании единого духовно-политического аксиологического комплекса «Русская земля – Российское государство – Российское царство»

58 важных терминов, которые помогут понять древних греков на https://arzamas.academy/
  Понимание «гражданина» как обладателя прав: институциональное регулирование в конституционном праве и политической идеологии.
«Называйте меня не мосье, а ситуайен, что значит - гражданин», - говорит Остап Бендер Шуре Балаганову в  «Золотом теленке». «Гражданин» - важнейшее для советского обихода понятие, поначалу идеологизированное, а потом превратившееся в бытовую рутину, - естественно, было лишено какого-либо содержательного смысла, кроме обозначения принадлежности к  государству, то есть гражданства. Ироническая апелляция Бендера к  французскому языку отсылает к  романтическому происхождению понятия, но также и  историческому: как в  революционной Франции, так и  в революционной России обращение «гражданин» заменило «господина». Характерно, что в советских энциклопедических словарях само понятие «гражданин» отсутствовало  - на этом месте можно было обнаружить статью о консервативном издании «Гражданин», где, в частности, печатался Федор Достоевский со своим «Дневником писателя». Согласно словарю Даля, первое издание которого публиковалось в  1863–1866 годах, «гражданин» - это прежде всего городской житель (в продолжение понимания этой категории во французском и  немецком языках), а  также «член общины и  народа, состоящего под одним общим управлением». Во французской традиции «гражданин» рассматривался «с точки зрения его обязанностей по отношению к  родине и  его политических прав», «живущий в республике», то есть не подданный. Мотив обладания гражданскими и  политическими правами при республиканской форме правления здесь главный». См.: Клесников А. Три фронта «общества граждан»: усиление конфликтности (скачать pdf)..
   Понимание "государства" как системы монополизации власти:  институциональное регулирование разделения власти и разделение властей в системе государственного управления.
Конституционная исключительность и независимость как основание монополизма ветви власти: судебная власть – как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное разрешение конфликтов; законодательная власть как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное (законодательное) нормирование отношений; исполнительная власть как конституционная исключительность (монополизм) на регулирование и администрирование, применение насилия; эмиссионно-кредитная исключительность (монополия) и конституционные признаки ветви власти. Степень концентрации власти в той или иной из ветвей как пропорциональность (диспропорциональность), отражающая специфику национально-государственного и культурно-исторического состояния нации. Республиканский опыт современной Российской Федерации как конституционное сочетание демократии с авторитарным характером президентской власти.  См.: Санжаревский И.И. Политология (мультимедийное учебное пособие)

  "Civil society" (гражданское общество) как интегративная сеть групп, сообществ, сетей и связей, которые стоят между человеком и современным государством (Encyclopaedia Britannica, М. Кастельс). Коммунитаризм. Гражданское общество как концепция желательного типа общественного устройства, в котором институты гражданского общества не являются однозначно позитивными, т.к. формируют лишь ограниченный набор безусловно позитивных гражданских качеств: неравнодушие, активность и способность к самоорганизации. Те же институты могут формировать и регрессивные ценности, такие как традиционализм, национализм, религиозный фундаментализм и экстремизм.(
Амитай Этциони). Понимание гражданского общества как «третьего сектора» общества, отличающийся от правительства и бизнеса, включая семью и частную сферу (United Nations, Ф. Шмиттер). Гражданское общество как нормативная концепция гражданских ценностей (Б.Н.Чичерин, И.А.Ильин). CIVICUS («Всемирный альянс за гражданское участие») и проект «Индекс граждан­ского общества».

  Гражданское общество как локальная цивилизация (цивилизационные характеристики (атрибуты):
  территориальное объединение ("компактное" проживание – поселенческая стратификация, «полис»: гражданин, народ, поселение, город, государство, нация) в целях преобразования окружающей среды на основе общественного разделения труда (горизонтальная и вертикальная стратификация: профессиональная, политическая, экономическая, социальная, половозрастная);
  система коммуникаций (язык, обмен, торговля и т.п. как система социальных, финансово-экономических и политических отношений), основанная на общности мировоззрения (мифология, религия, наука).


Литература для изучения и конспектирования на лабораторных занятиях (самостоятельной работе):
Перевезенцев С.В., Пучнина (Сорокопудова) О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. Государствуем от великаго Рюрика…»: К вопросу о формировании единого духовно-политического аксиологического комплекса «Русская земля – Российское государство – Российское царство // Тетради по консерватизму: Альманах. – № 3. – М.: Фонд ИСЭПИ, 2021. С. 245-261.
Ильин И.А.Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. Москва. Русская книга. 1994.URL: http://read.virmk.ru
Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900, С. 257–289. URL: http://read.virmk.ru
Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обще­стве и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5. С. 16-27. URL: http://read.virmk.ru
Этциони Амитай. Личный сайт. URL: http://www.amitaietzioni.org/
Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012.
Castells, Manuel and Cardoso, Gustavo, eds., The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington, DC: Johns Hopkins Center for Transatlantic Relations, 2005.
Encyclopaedia Britannica. URL: https://www.britannica.com
United Nations. URL: https://www.un.org
CIVICUS («Всемирный альянс за гражданское участие»). Сайт: URL: https://www.civicus.org 
Санжаревский И.И. Тамбов. 2022.
© Политическая наука и искусство управления
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2022. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)